Рейтинги

Один из наиболее популярных видов генерируемого пользователями контента – оценки различных материалов. Рейтинги есть практически везде: на новостных сайтах, в блогах, социальных сетях, интернет-магазинах.

Обычно пользователю предлагается указать оценку по некоторой шкале, скажем, от 1 до 5 или даже от 1 до 10.

Иногда предлагается только два варианта: плюс и минус. По факту правда получается не два, а три: можно не голосовать вообще.

А иногда и такого разнообразия нет. В Facebook, к примеру, есть только кнопочки Like. То есть остается два варианта: нажать Like или не нажать.

Какая шкала лучше? Это сложный вопрос. Приходится искать компромисс между точностью и сложностью оценки. Нажать Like намного проще, чем выбирать оценку по 10-балльной шкале, но при этом объем информации, полученной от пользователя, также различается.

Здесь на помощь приходит статистика. Сотрудники YouTube проанализировали, как люди оценивают видео. Пользователи оценивали материалы по шкале от 1 до 5. И, как оказалось, подавляющее большинство оценок – это 1 и 5. Причем оценок 5 в разы больше, чем оценок 1.

Вобщем-то причины понятны. Люди ставят оценки в основном только если видео очень хорошее или очень плохое. Кроме того, суть оценок 1 и 5 хорошо понятна. А вот как понимать промежуточные оценки? Чем 4 отличается от 5 или от 3?

Выходит, что 5-балльная шкала – излишнее усложнение, и должно вполне хватать 2-балльной. Как, например, реализовано на StackOverflow.

А учитывая, что оценок 5 в разы больше – то может сгодиться и 1-балльная, как на Facebook. Но тут уже важно оценить, насколько понизится точность рейтинга.

Точность оценок становится особенно важна, когда речь заходит об использовании их для прогнозирования. Так, к примеру, Amazon использует оценки пользователей для системы рекомендаций товаров. А компания Netflix придает вопросам рейтингов настолько большое значение, что объявило приз 1 миллион долларов за алгоритм, который сможет повысить точность их прогнозов на 10%.

Исследователи из MIT сообщают, что точность можно повысить, если от абсолютных шкал перейти к относительным: предлагать сравнивать разные объекты между собой.

Павел Сурменок

http://surmenok.ru/

http://pavel.surmenok.com/