Автоматизируя образование

Сегодня большое внимание общественности привлечено к модернизации системы образования. Что-то делается, где-то много, где-то мало, где-то лучше, где-то не очень. Ну там ВУЗы объединяют в федеральные университеты, вводят ЕГЭ, дают возможность студентам получать кредиты на образования на охрененно льготных условиях (без залога и поручительства, под менее 6% годовых). На болонскую конвенцию переходят, какие-то бакалавриаты и магистратуры соответственно придумывают. Пытаются ВУЗы наукой занимать. Ну в общем много чего делается, много денег в это вкладывается, много денег пилится, что-то доходит до адресатов, и что-то из этого получается.

Но как-то мало внимания уделяется автоматизации учебного процесса. Зайдите в любой ВУЗ. Скорей всего вы увидите, что лектор вещает чего-то студентам, пишет что-то мелом на доске, а студенты лениво конспектируют этот бред 20-летней давности  в тетради.

Мало где можно увидеть аудитории, где каждый студент с ноутбуком, а преподаватель ничего не пишет на доске, а показывает презентацию PowerPoint с помощью проектора. Такую картину можно увидеть разве что на занятиях по IT-специальностям, да и-то не всегда.

И уж вовсе фантастика – использования в учебном процессе специализированного софта. Такого, который позволит преподавателю разработать комплексную учебную программу по своему предмету, включив в неё как презентации, так и видеоматериалы, проверочные тесты, дополнительную учебную литературу, полезные ссылки на интернет-ресурсы и т.п. Такой софт не только позволит преподавателю более быстро, удобно и эффективно проводить обучение, но и даст больше возможностей для самостоятельной работы студентов. Ведь студент вместо тупого конспектирования лекции может больше времени уделить вниканию в суть предмета, продуктивному общению с преподавателем. А позднее разбирать более глубокие детали не по книгам в библиотеке, а по электронным лекциям, электронным книгам, презентациям, видео-материалам, скопированным из библиотеки комплекса обучения на флэшке или через интернет.

Представьте также, что лекции могут записываться на видео, и в прямом эфире транслироваться через интернет, а также записываться в архив. Таким образом, возможно будет “посещение” лекции прямо из дома, или просмотр видеозаписей позднее тем студентам, кто не смог посетить лекцию вживую по каким-то причинам.

Такой софт – не фантастика, он уже существует и успешно внедряется в некоторых учебных заведениях, правда пока еще не слишком быстрыми темпами. Одна из разработок этого класса – это интерактивная система самоподготовки, обучения и тестирования “Репетитор”, разработка третьей версии которой сейчас идет.

Эта система позволит разрабатывать интерактивные учебные курсы с использованием средств мультимедиа: аудио-, видео-, графической информации, проводить тестирование и другие виды контроля знаний студентов. Особенно интересная функция – проведение интерактивных лабораторных работ, что полезно в случае ограниченной материальной базы учебного заведения. Система позволит обучать студентов дистанционно. Для контроля за ходом учебного процесса в “Репетиторе” будет разработан модуль ведения статистики и генерации отчетов.

Система разработана на основе концепции RIA и технологии Microsoft Silverlight, что существенно упрощает разработку, внедрение, эксплуатацию и сопровождение системы.

 

Павел Сурменок

Красноярск, 29 сентября 2009, вечер

 

  • Алексей

    Да. Такой бы софт не помешал во все ВУЗы засунуть. Преподам бы геморрой значительно снизило – разработал версию курса, корректируй раз в полгода-год и не трать свое время на постоянное чтение одних и тех же лекций по кругу. Только вот как тогда их работу оценивать и за что им платить? В нынешней системе все понятно – отвел 40 часов лекций – получи денюшку, а как быть с новой, автоматизированной системой?

  • Artyom Krivokrisenko

    Когда я учился в ТГАТУ, один преподаватель написал на php портал для интранета, где лекторы могли выкладывать материалы лекций, лабораторные, планы и т.п. Там же проводились тесты, и даже сдавался ГОС-экзамен.

    Конечно, до интерактивной системы на Silverlight с прямым вещанием конечно далеко, но вобщем-то показателен, что пока что единственные кто этим занимаются – местные энтузиасты, на верхах до этого никому нет дело. На Украине по крайней мере точно :)

    > будет “посещение” лекции прямо из дома
    Студенты из дома “посещать” скорее всего не будут, с большей веростностью будут спать после тяжелой ночи.
    А вот “посещать” лекции, котоыре физически не мог бы посетить, например лекции котоыре проходят в других вузах – это было бы реально интересно.

  • http://surmenok.ru/ Павел Сурменок

    >Студенты из дома “посещать” скорее всего не будут, с большей веростностью будут спать после тяжелой ночи

    Ну про ВУЗы не скажу, тут ведь есть фактор интересности материала. Точнее его тотальной неинтересности и моральной устарелости в ВУЗах. Это отдельная тема.
    Но если материал интересен, то тогда можно и из дома посетить. Например, я был бы рад если бы в офисе ФИНАМа велись видеозаписи мероприятий разных (там часто проходят семинары разные, клуб инвесторов и другие мероприятия). Там достаточно интересные вещи рассказывают, и рассказывают такие люди, которые второй раз для меня лично вещать не станут :) Например, директор филиала или директор УК ФИНАМ. Была бы видеозапись – скачал бы и посмотрел с удовольствием.
    Наверняка такое же отношение было бы и к занятиям в ВУЗах, будь они более интересны и приближены к действительности.

  • http://xoposhiy.livejournal.com Pavel Egorov

    Мне, как преподавателю, очевидно, что такие системы никак не скажутся на качестве образования студентов. :-) Это может сказаться на удобстве преподавателей, но кому надо, тот свое удобство уже обеспечил поднятой где-нибудь wiki или собственным сайтом.

    Я понимаю, что пост не про преподавание, а про пример крутого RIA-приложения, но мне на пример RIA-приложения по барабану, а вот веру в то, что информационные системы и электронные доски сделают образование лучше, я считаю важным изгонять из голов окружающих. ;-)

  • http://www.astrumonline.ru Павел Наказненко

    Прежде всего поставленного вопроса в посте не вижу. Мини-ревью с уклоном на “мысли вслух”.
    По теме. Паша, то что ты предлагаешь является методикой преподавания. Так или иначе, широкомасштабное внедрение такой методики потребует рассмотрения и одобрения министерством образования. Гарантии что одобрят нет. Кому и, главное, как это продавать не понятно.
    Тут надо определиться, что тебе важнее: бабло или идея. Если идея – вперед искать гранты. Если бабло, то это не та ниша для его добычи :)

  • http://surmenok.ru/ Павел Сурменок

    @Pavel Egorov
    На удобстве студентов тоже скажется. Я преподавателем не был, но точку зрения студента высказать могу (красный диплом бакалавра, сейчас в магистратуре парюсь). Многие лекции я пропускаю, ибо не нужны они мне. Некоторые оставшиеся я бы лучше на бумаге (в смысле текстом) почитал, ибо так быстрее и приятней чем слушать пространные речи лектора. Мультимедиа тоже наверное пригодилось бы, правда применимость меньше чем у текста (опять же потому что текст – быстрее и удобней чем видео).

    @Павел Наказненко
    Не думаю, что это так. Во-первых, такие системы уже внедрены в некоторых ВУЗах (в частности, та система о которой я писал в одном ВУЗе работает). Во-вторых, не вижу что мешает вписать использование IT в нынешнем образовательном процессе. Если от преподов требуется какая-то отчетность, то какая разница – писать ее в Word’е, или генерить другим софтом? Какие еще могут быть проблемы?

  • http://www.astrumonline.ru Павел Наказненко

    Речь не о штучном нелегальном внедрении, а повсеместном применении. Есть нормативные документы регулирующие методы преподавания, есть уставы ВУЗов. Полного перехода на то о чем ты писал добиться едва ли удастся в ближайшее время.

  • http://surmenok.ru/ Павел Сурменок

    Неужели сейчас нормативные документы не разрешают применения IT при обучении? Те же презентации PowerPoint, компьютерное тестирование и т.п.? Наверняка всё это оговорено, просто комплексного доумента об этом нет.

  • http://www.astrumonline.ru Павел Наказненко

    Разрешают, как вспомогательное средство в педагогической практике. Но не как элемент заменяющий педагога.

  • http://www.astrumonline.ru Павел Наказненко

    Например, автоматизированная обработка ответов на части А и В тестирования ЕГЭ является почти полной заменой роли экзаменующего. И это оговорено и одобрено. Цели там, понятно, свои – исключить человеческий фактор во всех проявлениях.

  • Пётр

    @Павел Наказненко
    Мы тоже (по крайней мере – на сегодняшний момент времени :) ) Не претендуем на то, чтобы наша Система полностью заменила преподавателей, лекторов и педагогов. Мы согласны и на роль вспомогательного средства. Уже даже если такую Систему будут использовать как вспомогательную – это будет большой шаг вперёд для нашей образовательной отрасли.

  • http://www.astrumonline.ru Павел Наказненко

    Я же обсуждаю в рамках затронутого вопроса, а не в рамках конкретно вашего проекта.
    Не, ну успехов, че.

  • Василий Филимонов

    Довольно актуально, особенно в наше время когда появляется современное материальное оснащение ( эл. доски, проекторы , панели, камеры ) в университетах, но полноценное использование всего этого тормозится отсутствием качественных изменений в форме и содержании учебного процесса. Такие программные решения безусловно востребованы, требуется только KEY: нормативно административной поддержки.

  • Pingback: Блог Павла Сурменка » Реформируя образование

  • Pingback: Блог Павла Сурменка » Готовим быдлокодеров

  • Pingback: Блог Павла Сурменка » Видеопотоки

  • Pingback: Блог Павла Сурменка » Учебника интерактивного редактор